В связи с потерей кормильца членам его семьи назначается, в частности, страховая пенсия по случаю потери кормильца (п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 4, 5 п. 1, п. п. 5, 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. ст. 5, 29 Закона от 12.02.1993 N 4468-1).
Как получить страховую пенсию по потери кормильца?
Чтобы оформить в общем порядке страховую пенсию по случаю потери кормильца, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Соберите документы, необходимы для получения страховой части пенсии умершего
Для оформления пенсии по случаю потери кормильца необходимо подготовить, в частности следующие документы (п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015; п. п. 2 — 4, 10, 36, 45, 53, 56, 77, 86 Перечня документов, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н; п. п. 19, 26, 35, 36 — 38, 42 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 N 16п; Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015):
- заявление о назначении пенсии;
- документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания) и гражданство, в том числе паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о смерти кормильца;
- документы, подтверждающие периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж умершего кормильца (в том числе его трудовая книжка) — для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца;
- документы, подтверждающие родственные отношения с кормильцем, — свидетельства о рождении, усыновлении, заключении или расторжении брака;
- документы, подтверждающие личность и полномочия представителя (при обращении в ПФР через представителя).
По своему усмотрению вы можете также представить документ, подтверждающий регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, и выписку из индивидуального лицевого счета (п. 2, пп. «г» п. 10, п. п. 50, 68 Перечня; п. 49 Административного регламента).
Обратите внимание! С 01.04.2019 страховое свидетельство не выдается. Взамен введен документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета. Страховые свидетельства, выданные до 01.04.2019, сохраняют свое действие и обмену не подлежат (ч. 2 ст. 16 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ; п. 6 ст. 1, ст. ст. 7, 9 Закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ).
Необходимые для установления пенсии документы и сведения у вас могут запросить только в случае, если они не находятся в распоряжении территориального органа ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций (ч. 7 ст. 21 Закона N 400-ФЗ; п. п. 46, 63 Административного регламента).
Подайте заявление о назначении страховой пенсии
Заявление и документы можно представить в ТО ПФР непосредственно (лично, в том числе при выездном приеме, или через представителя), через работодателя, по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ТО ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (п. п. 3, 82, 84, 90, 134 Административного регламента; п. 4 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н; п. 4.1 Перечня, утв. Распоряжением Правления ПФР от 12.07.2018 N 352р).
По общему правилу заявление и документы подаются в любой ТО ПФР (п. 91 Административного регламента).
Обратите внимание! В связи с распространением COVID-19 в настоящее время приоритетным является дистанционное обращение за пенсией, в том числе по телефонам региональных отделений и клиентских служб ПФР (п. 6 Постановления Правительства РФ от 02.04.2021 N 530; Информация ПФР).
Дождитесь решения ТО ПФР о назначении пенсии по случаю потери кормильца
ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и всех необходимых документов (п. 38 Правил N 884н; п. 13 Административного регламента).
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если гражданин обратился за указанной пенсией в течение 12 месяцев со дня смерти кормильца. В этом случае ее назначение происходит со дня смерти кормильца. Если прошло больше 12 месяцев — то на 12 месяцев раньше дня обращения (ч. 1, п. 3 ч. 5 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).
Днем обращения за указанной пенсией считается день приема ТО ПФР заявления и необходимых документов, а при их направлении по почте или представлении в форме электронного документа — дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления в форме электронного документа. При подаче документов через МФЦ днем обращения за пенсией будет дата приема заявления МФЦ (п. 25 Правил; абз. 4, 5 п. 90, абз. 9 п. 113, абз. 3 п. 134 Административного регламента).